Прокурор разъясняет

РАБОТА ОРГАНОВ БРАТСКОЙ МЕЖРАЙОННОЙ ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ

В целях обеспечения единства правового пространства, укрепления правопорядка и повышения эффективности мер, направленных на качественное нормативное регулирование правоотношений, вытекающих из вопросов местного значения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, своевременное устранение выявленных нарушений, главам 12-ти муниципальных  округов и муниципальных районов, расположенных на поднадзорной территории, Братской межрайонной природоохранной прокуратурой направлены предложения о заключении соглашений о сотрудничестве в сфере нормотворческой деятельности.

В результате проделанной работы в настоящее время с председателями Дум и главами муниципальных образований заключено 12 соглашений, что позволит исключить риски принятия незаконных муниципальных правовых актов, а также своевременно выявлять пробелы правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

 

2.Для размещения на сайте

В результате вмешательства Братской межрайонной природоохранной прокуратуры обеспечено предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, расположенных на территории ОГБУЗ «Зиминская городская больница».

Проведенной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что ОГБУЗ «Зиминская городская больница» не принято достаточных мер, направленных на исключение  попадания отходов из мусорных контейнеров на контейнерную площадку и за ее пределы (ограждение нарушено, нарушена целостность контейнеров, отсутствуют крышки), что не позволяло обеспечивать исполнение санитарно-эпидимиологических требований.

Указанное явилось основанием для судебной защиты прав и интересов государства и граждан. Решением Зиминского городского суда от 18.09.2025 требования прокурора о возложении обязанности устранить нарушения удовлетворены в полном объеме.

Во исполнение судебного решения медицинским учреждением восстановлено ограждение  контейнерных площадок, а также осуществлена закупка новых контейнеров с крышками, что позволило исключить  факторы прямого и опосредованного риска возникновения негативных последствий для здоровья человека, городской и окружающей природной среды в силу возможного загрязнения воды, воздуха, почвы, продуктов питания, внутрибольничной среды.

 

3.Для размещения на сайте

При осуществлении надзора за ходом исполнения мероприятия по очистке береговой полосы Братского водохранилища от топленой древесины и древесного хлама в рамках Федерального проекта «Вода России» национального проекта «Экологическое благополучие» Братской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены нарушения в деятельности исполнителя федерального проекта - филиала «Востсибрегионводхоз» ФГБВУ «Центррегионводхоз».

Так, при проведении проверки прокуратурой установлено, что собранные с берегов водного объекта топленая древесина и древесный хлам, являющиеся отходами V класса опасности, складируются сотрудниками филиала вне специально оборудованной площадки, а привлеченный филиалом для утилизации собранных отходов подрядчик своевременно не приступил к выполнению таких работ.

В целях предотвращения срыва сроков выполнения федерального проекта по очистке береговой полосы водохранилища природоохранной прокуратурой в адрес филиала «Востсибрегионводхоз» внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства.

По итогам принятых мер прокурорского реагирования виновное должностное лицо филиала привлечено к дисциплинарной ответственности, организованы транспортировка, размещение и утилизация собранных отходов на специализированной площадке, за неисполнение обязательств по договору утилизации отходами V класса опасности с подрядчиком филиала «Востсибрегионводхоз» в одностороннем порядке расторгнут договор, подрядчик внесен в Реестр недобросовестных поставщиков, что исключает его участие в государственных закупках в течении 2-х лет и негативно отразится на деловой репутации организации.

 

4.Для размещения на сайте

Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки информации о зафиксированном экстремально высоком загрязнении марганцем Братского водохранилища выявлены нарушения в деятельности ФГБУ «Иркутское УГМС» при отборе проб воды в заливе Сухой Лог.

Прокуратурой установлено, что отбор проб воды произведен ФГБУ «Иркутское УГМС» с берега с нарушением межгосударственного стандарта и рекомендаций отбора проб, что повлияло на составление Актов отбора проб.

Акты отбора образцов водных объектов составленные с грубым нарушением действующего законодательства влекут искажение сведений о результатах испытаний отобранных проб воды, о состоянии водного объекта и уровне его загрязнения и предоставление недостоверной информации в Единый государственный фонд данных, в ведомства и муниципалитеты, они подлежат признанию их недействительными.

В связи с чем природоохранная прокуратура обратилась в суд с исковым заявлением о признании Актов отбора проб ФГБУ «Иркутское УГМС» недействительными.

Требования природоохранного прокурора удовлетворены Братским городским судом Иркутской области, искажение сведений о состоянии водного объекта питьевого водоснабжения пресечено.

5.Для размещения на сайте

Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоотведения.

Прокуратурой установлено, что хозяйствующим субъектом заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, расположенных на территории

 г. Вихоревка Братского района, которым предусмотрены мероприятия по созданию, реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, перечень и сроки которых предусмотрены инвестиционной программой.

В нарушение требований законодательства действующая инвестиционная программа на 2022-2026 год не предусматривала выполнение мероприятий

по реконструкции существующих сетей централизованных систем водоснабжения и финансирование таких работ, соответствующие корректировки хозяйствующим субъектов в данную программу

не внесены, что не обеспечивает эффективное использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

не способствует модернизации объектов воздействия на окружающую

среду.

Указанное послужило основанием для обращения межрайонной прокуратуры в суд с иском об обязании хозяйствующего субъекта внести корректировки в инвестиционную программу в области водоснабжения на 2022-2026 гг, предусмотрев выполнение мероприятий по реконструкции существующих сетей централизованных систем водоснабжения и их финансирование.

Суд согласился с требованиями прокуратуры, обязав устранить нарушения закона. Решение суда не вступило в законную силу.

Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.

6. Для размещения на сайте

Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране лесов от пожаров.

Прокуратурой установлено, что лесной пожар в Куйтунском лесничестве возник в результате перехода огня с земельного участка, прилегающего к лесному фонду, в связи с отсутствием противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера. Выполнение указанных противопожарных мероприятий в силу закона возложено на собственников, владельцев земельных участков.

Вопреки указанным требования землепользователь не обеспчил противопожарное обустройство своего земельного участка сельскохозяйственного назначения, в связи с чем произошел переход огня на гослесфонд.

Указанное послужило основанием для обращения межрайонной прокуратуры в суд с иском о взыскании с владельца земельного участка затрат на тушение лесного пожара .

Решением суда требования прокуратуры удовлетворены, с физического лица взысканы затраты в сумме 35 тыс. рублей в пользу регионального бюджета. Поступление денежных средств находится на контроле прокуратуры.

7. Для размещения на сайте

Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране лесов от пожаров.

Установлено, что в период действия на территории Иркутской области особого противопожарного режима в результате неосторожного обращения с огнем жителя Зиминского района при сжигании сухой растительности на территории крестьянского фермерского хозяйства 15.05.2025 произошел переход огня на земли государственного лесного фонда Зиминского лесничества, который был потушен силами лесопожарных формирований в этот же день.

В целях взыскания затрат на тушение лесного пожара межрайонной прокуратуры предъявлено исковое заявление к виновному лицу.

Решением суда требования прокуратуры удовлетворены, с физического лица взыскан затраты на тушение лесного пожара в сумме 149 тыс. рублей. Поступление денежных средств находится на контроле прокуратуры.

 

8. Для размещения на сайте

По результатам рассмотрения Братским районным судом уголовного дела по ч. 3 ст. 293 УК РФ, возбужденного по инициативе Братского межрайонного природоохранного прокурора, виновное лицо привлечено к уголовной ответственности.

По факту пожара, произошедшего в мае 2022 года в границах Кузнецовского муниципального образования Братского района на территории СНТ «Моргудон» и ТСН «Восход», Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась общенадзорная проверка.

Установлено, что 06.05.2022 года в 21 час. 53 мин. в МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба» поступило сообщение о возгорании сухой растительности сенокосных угодий на площади 5 га, расположенных на землях Кузнецовского муниципального образования Братского района, которое было передано в 7 пожарно-спасательный отряд Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Иркутской области.

Вместе с тем, по халатности начальника дежурной смены службы пожаротушения к ликвидации действовавшего ландшафтного пожара, несмотря на экстренно объявленное штормовое предупреждение, в условиях сильного ветра, меняющего свое направление, никакие службы не приступили, своевременное тушение пожара организовано не было, что повлекло переход огня 07.05.2022 через водную преграду – р. Вихорева, уничтожение 370 частных дачных домов и надворных построек в СНТ «Моргудон» в границах муниципального образования города Братска, а также гибель 2-х человек.

Материалы проверки природоохранной прокуратуры, направленные в следственные органы в порядке ст. 37 УПК РФ, послужили основанием для возбуждения уголовного дела по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух лиц) в отношении должностного лица МЧС России.

Приговором суда подсудимый признан виновным в преступлении, ему назначено наказание в виде 2 лет принудительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства, с лишением права занимать должности на государственной противопожарной службе на 1 год.

9. Для размещения на сайте

По результатам прокурорского вмешательства на Федеральное агентство лесного хозяйства возложена обязанность обеспечить отнесение лесов, расположенных на территории государственного природного заказника «Бойские болота» в Куйтунском районе Иркутской области, к особо охраняемым природным территориям.

Проведенной проверкой установлено, что леса, находящиеся в границах указанного заказника, были отнесены к эксплуатационным лесам, что позволяло их предоставлять хозяйствующим субъектам для рубки лесных насаждений, строительства и эксплуатации линейных объектов и противоречило режиму особой охраны заповедной территории.

В этой связи Братским межрайонным природоохранным прокурором в Куйтунский районный суд направлено исковое заявление о возложении на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанности изменить категорию лесов в заказнике на соответствующую. Решением суда от 03.09.2025 требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

После вступления решения в законную силу прокуратурой будет установлен контроль за его исполнением.

Братская межрайонная природоохранная  прокуратура разъясняет, что в соответствие с приказом Генеральной прокуратуры РФ, природоохранные прокуратуры и прокуратуры районного (городского) уровня имеют разные направления применения полномочий , установленных Федеральным законом  "О прокуратуре  российской Федерации"
Для получения правовой помощи и восстановления нарушенных прав необходимо направлять письменное  обращение (заявление. жалобу) в прокуратуру , к компетенции которой относятся решения поставленного заявителем вопроса.
Так, вопросы в сфере атмосферного воздуха, лесопользования, охраны вод, земель. водных  биоресурсов, недропользования, животного мира и охотопользования, обращения с отходами жителям Усть-Удинского, балаганского, Зиминского, куйтунского, Тулунского, Нижнеудинского, Братского районов и муниципальных образований, расположенных на их территории, необходимо направлять в специализированную Братскую межрайонную природоохранную прокуратуру, любым удобным способом:
-Почтовой связью по адресу: 66572988, г.Братск, ул.Маршала жукова, 3, а/я 3183;
- Электронной почтой: brmpp@281.mailop.ru;
- Портал "Госуслуги";
-Личный прием по адресу: 6657298, г. Братск, ул.Маршала Жукова, 3.
Срок рассмотрения обращения определен Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 г № 59-ФЗ и составляет 30 дней. По результатам рассмотрения обращения заявителю направляется письменный ответ.

ВНИМАНИЕ!!! Прокуратура Иркутской области информирует, если Вам поступают телефонные звонки от неизвестных лиц, которые представляясь работниками банков, правоохранительных органов просят Вас в целях сохранности денежных средств перевести их на безопасный, специальный или резервный счет, а также просят оформить кредит, ПОМНИТЕ: ВСЕ ПОДОБНЫЕ ЗВОНКИ - ЭТО ЗВОНКИ МОШЕННИКОВ!!!
НАПОМИНАЕМ , ЧТО РАБОТНИКИ БАНКОВ, КАК И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, НЕ ЗВОНЯТ ГРАЖДАНАМ С ТАКИМИ ВОПРОСАМИ, КАК И С ВОПРОСОМ О ТОМ, ЧТО ВАШ РОДСТВЕННИК ПОПАЛ В ДТП И ТРЕБУЮТСЯ ДЕНЬГИ.
При поступлении таких звонков Вы самостоятельно легко можете проверить эту информацию. Положите трубку и позвоните на 02, либо позвоните на горячую линию своего банка, телефон которой указан на оборотной стороне Вашей банковской карты. Так вы обезопасите себя и свои сбережения.
Помните, если даже на экране телефона при поступлении такого звонка Вы видите номер телефона банка, правоохранительного органа, это может быть подменный номер.
Кроме того, настоятельно рекомендуем, не переводите деньги на бирже и инвестиционных проектах в сети Интернет, не имея достоверной информации, что это мошенничество.


Определен ПОРЯДОК размещения  официальной информации на официальных страницах в сети.

                      ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ(НАДЗОРЕ) И                                                       МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

с 1 ИЮЛЯ 2021 ГОДА ВСТУПИЛ В СИЛУ фЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 31.07.2020 Г. № 248 - фз "о ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В рОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ" (ДАЛЕЕ - зАКОН № 248-фз),  СУЩЕСТВЕННО ИЗМЕНЯЮЩИЙ ДЕЙСТВУЮЩИЙ УЖЕ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ  ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.
Закон № 248-ФЗ устанавливает приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Наряду с ранее применяемыми контролирующими органами профилактическими мероприятиями закреплен ряд новых:
- меры стимулирования добросовестности - нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности , устанавливается положением о виде контроля);
- самообследование - самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет. Если по итогам самообследования хозяйствующий субъект получит высокую оценку, то сможет принять декларацию соблюдения указанных требований;
- профилактический  визит - беседа по месту деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Выявление по итогам визита нарушений не является основанием для выдачи контролирующим органом предписания об его устранении.
Закон № 248-ФЗ значительно расширяет перечень контрольно-надзорных мероприятий. Взаимодействие с контролируемым  лицом осуществляется  при проведении семи контрольных (надзорных) мероприятий.
Помимо ранее предусмотренных Законом № 294-ФЗ контрольных закупок, рейдовых осмотров, документарных и выездных проверок Закон № 248-ФЗ регламентирует следующие мероприятия:
- мониторинговая закупка - мероприятие, в ходе которого инспектором  совершаются действия по созданию ситуации для осуществления  сделки в целях последующего направления продукции (товаров) , результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также для проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
- выборочный контроль- мероприятие, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
- инспекционный визит - мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объектов контроля.
Закон № 248-ФЗ содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, инструментальное обследование, экспертиза, экспиримент и др. Это обеспечит дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.
Кроме того, предусмотрено проведение двух мероприятий без взаимодействия  с контролируемым лицом: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Выездное обследование является новеллой Закона № 248-ФЗ. В ходе его проведения  инспектором осуществляется визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. При этом должностным лицом может  осуществляться  осмотр общедоступных ( открытых для посещения неограниченным  кругом лиц) производственных объектов.
Законом № 248-ФЗ скорректированы основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. К ним отнесены:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) наступление сроков проведения контрольных(надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Закона № 248-ФЗ;
6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании  программы проверок.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа.
Значительно сокращены сроки проверок. По общему правилу указанный срок не должен превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
Законом № 248-ФЗ сроки проведения контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля определяются периодом времени, в течении которого обычно осуществляется соответствующая сделка, проводятся необходимые инструментальные обследования, изъятия проб, (образцов) продукции (товаров), испытания или необходимые экспертизы.
Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
Новые требования Федерального закона содержат прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного органа в зависимости от количества проведенных контрольных мероприятий, выявленных нарушений, привлеченных к ответственности лиц и так далее.
Указанные изменения должны способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов.
С июля 2021 года вступает в силу запрет на проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного включения сведений о нем в Единый реестр. В связи с этим будет технически исключена возможность внесения соответствующих сведений "задним числом".
Новый реестр обеспечит большой объем гарантий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при взаимодействии с контролирующими органами и повысит гласность контрольно-надзорной деятельности.
Старший помощник Тулунского межрайонного прокурора А.В.Ильенкова. 

Введена уголовная ответственность за распространение ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
10.января 2021 года вступил в действие Федеральный закон № 538-ФЗ от 30.12.2020 г. "О внесении изменения в статью 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, которым положения данной статьи сформулированы в новой редакции.
Этим законом внесено изменение в часть 2 указанной статьи, предусматривающее уголовную ответственность за клевету, совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "интернет", либо в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных.
Ранее частью 2 статьи 1281 Уголовного кодекса Российской Федерации была предусмотрена ответственность за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующимся произведении или средствах массовой информации.
За совершение нового преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до двух месяцев, либо лишением свободы до двух лет.
Кроме того , новые виды наказаний введены в части 3-5 статьи 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде принудительных работ, ареста и лишения свободы.
Уголовное преследование по преступлениям, предусмотренным частями 2-5 статьи 1281 Уголовного кодекса Российской Федерации правоохранительные органы осуществляют в публичном порядке независимо от желания и заявления пострадавшего.
Рассмотрение заявлений о фактах распространения клеветы относится к компетенции полиции.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ФИКТИВНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ИЛИ ПРЕБЫВАНИЯ                                                                           ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА
Зачастую, гражданин, фиктивно зарегистрировавший у себя в квартире иностранных граждан или лиц без гражданства, не осознает, что за эти действия законом предусмотрена уголовная ответственность.
Следует знать, что под фиктивной регистрацией по месту жительства понимается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания ( пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"), За подобные незаконные действия наступает ответственность , предусмотренная статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Санкция данной статьи предусматривает следующие наказания: штраф в размере от 100 до 500 тыс.рублей, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет.
Под фиктивной постановкой на учет по месту пребывания, понимается постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109 _ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").
Данные действия являются уголовно-наказуемыми по статье 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, санкцией которой за их совершение предусмотрены следующие виды и размеры наказаний: штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет.

В 2021 ГОДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЗМЕНЕНЫ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА ОБ УГОЛОВНОЙ                                                                          ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ХУЛИГАНСТВО.
11 января 2021 года вступил в действие Федеральный закон  № 543-ФЗ "О внесении изменений в статью 213 Уголовного кодекса Российской Федерации ( далее УК РФ)", которым положения данной статьи сформулированы в новой редакции.
Что такое хулиганство? Это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. При решении вопроса о наличии в действиях виновного такого грубого нарушения общественного порядка, необходимо учитывать способ, время, место их совершения, а также их интенсивность, продолжительность и другие обстоятельства. такие действия могут быть совершены как в отношении конкретного человека, так и в отношении неопределенного круга лиц. Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.
До внесения изменений в закон уголовно-наказуемыми являлись лишь хулиганские действия. совершенные:
1)с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
2) по мотивам политической, идеологической , расовой , национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
3) на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
То есть, иные действия, связанные с нарушением общественного порядка ( даже насильственные), влекли лишь кратно меньшую административную ответственность по статье 20.1 Кодекса об административных правонарушениях - административный штраф в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Фактически, вид и размер наказания широкого круга хулиганских действий, связанных с применением насилия, не соответствовал степени его общественной опасности.
30 декабря 2020 года законодателем принято решение об изменении уголовного закона и расширении сферы его применения.. Согласно части 1 статьи 213 УК РФ в новой редакции хулиганством  является грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, связанное с применением насилия к гражданам либо с угрозой его применения; максимальный срок наказания - до 5 лет лишения свободы.
В свою очередь использование оружия, или иных предметов в качестве оружия, а также совершение преступления в составе группы лиц ( в том числе по предварительному сговору и организованной группы) отнесено к квалифицированному составу преступления, то есть к части 2 статьи 213 УК РФ, которая влечет еще более суровую уголовную ответственность - до 7 лет лишения свободы.
таким образом, в настоящее время пренебрежение к общественным нормам и правилам, беспричинное применение насилия к гражданам в общественных местах является основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Подобные изменения уголовного закона с одной стороны указывают на его ужесточение, а с другой - способствуют эффективной защите граждан от хулиганских проявлений, уличной преступности и других правонарушений.

В условиях сложной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, особое значение приобретает неукоснительное соблюдение установленных в каждом субъекте РФ правил поведения для граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей.
Указом Губернатора  Иркутской области от 12.10.2020 №  279-уг установлены Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Согласно Правилам гражданам при посещении магазинов и других объектов с массовым пребыванием людей, при совершении поездок в общественном транспорте в обязательном порядке необходимо использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски и т.п).
На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Правилами (п.20, подпункты 10,14) возложена обязанность, в числе прочего:
-организовывать оказание услуг гражданам с условием обязательного ношения посетителями масок, с соблюдением требования социального дистанцирования (1,5 метра);
-исключить вход в свои помещения (в том числе в торговые залы) и транспортные средства граждан без минимальных средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок и т.п)
При этом следует иметь в виду разъяснения Минпромторга России ( письмо от 11.05.2020 ЕВ-3209/15), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (от 20.05.2020) о том, что в условиях введения обязательного "масочного режима" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, вправе не допускать граждан, игнорирующих требования об обязательном ношении масок, на территорию торговых объектов и отказывать им в обслуживании. В случае несогласия посетителя исполнять такие требования, представитель организации торговли, не вступая в конфликт с нарушителем, вправе отказать посетителю и в обслуживании на кассе.
Действия торговой организации, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях "масочного режима" гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников  гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения  публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи ( по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогично следует расценивать и отказ в предоставлении услуг перевозки в общественном  транспорте пассажиров без масок, как действия, не ущемляющие (нарушающие) права потребителей.
За несоблюдение Правил, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ, граждане; должностные лица; лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица; юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную ст.20.6.1 КоАП РФ.
Например, для граждан за нарушение обязательного "масочного режима" предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере 30 тыс.руб.; для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - штраф до 50 тыс.руб; для юридических лиц - штраф до 300 тыс.руб.
В случае повторного совершения правонарушения юридическое лицо может быть подвергнуто штрафу в размере до 1 млн.руб. либо его деятельность будет приостановлена на срок до девяносто суток.
В целях недопущения приостановления работы объектов торговли, транспорта и т.п., гражданам и предпринимательскому сообществу необходимо неукоснительно соблюдать требования Правил поведения в условиях режима повышенной готовности на территории иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
СОБЛЮДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ПОЗВОЛИТ СНИЗИТЬ РИСК ЗАБОЛЕВАНИЯ И СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ КАЖДОМУ ГРАЖДАНИНУ.
  • О МЕЖДУНАРОДНОМ МОЛОДЕЖНОМ КОНКУРСЕ СОЦИАЛЬНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РЕКЛАМЫ
В 2020 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации организован Международный молодежный конкурс социальной  антикоррупционной  рекламы "ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ!"  для молодежи из всех государств мира.
Прием конкурсных работ осуществляется с 1 мая 2020 года по 1 октября 2020 года на официальном сайте конкурса www.anticorruption.life в двух номинациях - "ЛУЧШИЙ ПЛАКАТ" и " ЛУЧШИЙ ВИДЕОРОЛИК". К участию в конкурсе приглашаются молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет. Примите активное участие!!!

От прокуратуры


                                                               ВНИМАНИЕ КОНКУРС!!!
Генеральной прокуратурой РФ проводится Международный молодежный конкурс социальной рекламы "ВМЕСТЕ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ!" 
Участниками конкурса могут быть: молодые люди в возрасте  14-35 лет, а также организации (если представленные ими на конкурс работы подготовлены лицами в возрасте 14-35 лет)
Конкурс проводится в номинациях:
Лучший видеоролик; лучший плакат
Работы принимаются с 01.06.2019 по 01.10.2019 года.
Подробная информация и правила проведения конкурса размещены на сайте www.anticorruption.life



При зачислении в запас граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших  ее до достижения ими возраста 27 лет, не имея на то законных оснований, призывная комиссия выносит соответствующее заключение.
Для указанного заключения не требуется обвинительного приговора суда по уголовному делу об уклонении от призыва на военную службу. О вынесении данного заключения военный комиссариат в письменной форме уведомляет руководителя государственного органа либо организации или муниципального органа, указанных в качестве места работы в документах воинского учета гражданина.
При наличии такого заключения гражданин в течении 10 лет не может быть принят на гражданскую или  муниципальную службу, а государственный или муниципальный служащий подлежит увольнению со службы.
Руководитель государственного органа (организации) и муниципального органа обязан сообщить в военкомат об увольнении такого служащего в течении десяти дней со дня прекращения с ним служебных отношений.